Собор Святого Марка – сердце Венеции. Собор сан-марко в венеции

0
123

Собор Сан-Марко (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры в Италию на Новый год
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография

Следующая фотография

Собор Сан-Марко — это, пожалуй, самый посещаемый храм Венеции и одна из популярнейших достопримечательностей у туристов. Он расположен в центре города — на площади Святого Марка поблизости с Дворцом дожей. Собор Сан-Марко известен не только благодаря своей потрясающей архитектуре в византийском стиле, но еще и потому, что именно в этом храме находятся мощи апостола Марка. Кроме того, здесь можно увидеть многие предметы искусства, привезенные из Константинополя еще во времена крестовых походов.

Архитекторы использовали для постройки собора Сан-Марко несколько десятков тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции.

История собора Сан-Марко началась в 828 году. Два венецианских купца Буоно и Рустико, находясь в Александрии, решили во что бы то ни стало спасти мощи апостола Марка и доставить их в свой родной город. Дело в том, что итальянцам стало известно о готовящихся постройках мечетей на месте христианских храмов. Когда купцы поняли, что от церквей просто-напросто ничего не останется, они решились на столь серьезный шаг. Стоит отметить, что Буоно и Рустико разработали хитрый план. Они спрятали тело Марка в корзине под свиными тушами и таким образом перенесли мощи на свой корабль. После того как тело евангелиста было привезено в Венецию, святой Марк стал покровителем города, а символом Венеции — крылатый лев.

Храм построен в форме греческого креста. Высота собора — 43 метра, площадь — 4000 квадратных метров.

Строительство церкви началось в 829 году. На возведение собора Сан-Марко ушло всего лишь три года. К сожалению, первоначальный вид здания не сохранился — постройка сильно пострадала во время пожара. Современный же храм был построен в 1063 году. В последующие годы собор становился все больше и красивее. Архитекторы использовали для постройки базилики несколько десятков тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции.

Кстати, прототипом храма считается церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Базилика играла важную роль в жизни Венеции. В соборе короновали дожей, отправляли в дальние странствия известных мореходов, здесь собирались жители города в праздники и дни народных бедствий.

Собор Сан-Марко действует и по сей день — как и в любом храме, здесь проходят богослужения. В базилике хранится одна из главных венецианских святынь — золотой алтарь, или Pala D`Oro. Он представляет собой 80 небольших икон, богато украшенных золотом и камнями. Алтарь уникален — на его создание ушло почти 500 лет.

Собор Сан-Марко богато украшен мозаикой, статуями святых, колоннами, многочисленными декоративными элементами и мрамором.

Практическая информация

Осмотр собора Сан-Марко длится около 10 минут. Посетители должны быть соответствующе одеты — не стоит посещать храм в вызывающих нарядах. Фото- и видеосъемка запрещены. Вход в базилику бесплатный.

Время работы с ноября по апрель: 9:30-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00. Время работы музея: 9:45-16:45, стоимость билета — 5 EUR. Время работы Pala D`Oro: 9:45-16:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00, стоимость билета — 2 EUR. Время работы сокровищницы: 9:45-16:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00, стоимость билета — 3 EUR.

Время работы с апреля по ноябрь: базилика: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00. Музей: 9:45-16:45, Pala D`Oro: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00. Время работы сокровищницы: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00.

Время работы колокольни: октябрь — 9:00-19:00, ноябрь — апрель: 9:30-15:45, апрель — июнь: 9:00-19:00, 13 июня — сентябрь: 8:30-21:30. Стоимость билета — 8 EUR.

Цены на странице указаны на июнь 2016 г.

June 26th, 2012

Собор Святого Марка
в Венеции является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства
, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров. Со времени создания, поразительной красоты здание собора никого не могло оставить равнодушным. Знаменитый австрийский писатель Франц Грильпарцер, описывает свои впечатления от созерцания собора следующим образом: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв… Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».

Собор Святого Марка уникален тем, что представляет собой редчайший пример византийской архитектуры (причем, в высшем ее художественном воплощении) в Западной Европе. В соборе хранятся мощи апостола Марка и огромная коллекция произведений искусства, которые были вывезены из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году архитектурно-историческая ценность собора получила еще одно признание — он был внесен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.

Всю красоту и уникальность кафедрального собора можно описать фразой знаменитого английского искусствоведа Джона Рёскина (John Ruskin
), который в 1851 году сказал примерно следующее: “Вы можете простоять у собора Святого Марка целый день, внимательно наблюдая за реакцией проходящих мимо людей, и за всё это время вы не увидите ни одного кто бы не поднял на него свои глаза. Солдат и горожанин, палач и поэт, богатый и бедный — никто из них не сможет пройти мимо и остаться равнодушным!”. Сегодня спустя столько лет ничего не изменилось. Люди из всех концов света не перестают любоваться красотой строения, с восхищением осматривая собор.

Кликабельно 2200 рх

История создания собора напоминает приключенческий роман. Базилика с самого начала была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 годы были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико из Александрии в Венецию. Находясь в Александрии, купцы узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны. Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк
получил статус покровителя города, подарив ему свой символ — крылатого льва.

Кликабельно 2200 рх

Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен. При этом, по мнению многих исследователей, речь идет именно о реставрации, а не о новой постройке. Строительство современного здания началось в 1063 году при правлении дожа Доменико Контарини, а в следующем году собор уже был освящен.

В 1071 году церковь была в основном закончена, а в 1094 году — торжественно освящена. Оформление собора продолжалось несколько столетий, и каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.

За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.

Нигде в мире — ни на Востоке, ни на Западе — нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.

Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).

Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.

Кликабельно 3000 рх


Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая — дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей. Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.

Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом. Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора, ее венчает большой крест, по сторонам от которого расположены 14 статуй — 12 апостолов, а также Дева Мария и святой Марк. В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора
и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.

Многие мастера вложили свой труд, умения и талант в строительство и украшение «золотой базилики» (названной так из-за обилия здесь золота). Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе.

Венеция многое переняла от мудрой Византии. Основная конструкция постройки — византийская. Здание увенчано пятью куполами в виде фонариков с позолоченными крестами XIII века. Фасад имеет огромные ниши и полуоткрытые арки. Собор дополняют мраморная облицовка и роскошные порталы, украшенные двумя ярусами колонн, арками со скульптурами и мозаикой над входом.

Свое праздничное убранство собор получил в XII-XIV веках. В начале XIV века здание увенчалось пышным прихотливым карнизом в готическом стиле. Детали декора Сан-Марко относятся к разному времени, и происхождение их различно. По своим художественным достоинствам они заслуживают того, чтобы рассказать о них подробно.

Кликабельно 1600 рх

Часть рельефов была привезена из Византии. Некоторые из них представляют различные ремесла, сцены охоты или рыбной ловли. Очень интересны бронзовые двери входов: две двери по краям представляют собой прекрасные работы Бертуччи, выполненные в 1300 году, о чем свидетельствует подпись мастера и дата прямо на дверях. Средняя дверь переделана из византийской. Богат декор мозаичными украшениями. Первые сделаны в XIII веке. Мозаичные композиции главного портала воспроизводят сцену Страшного суда, другие посвящены истории похищения и прибытия в Венецию тела святого Марка. Латинские надписи над ними гласят, что святого Марка вносят для того, чтобы он «всегда охранял венецианцев от врагов». Только первые из мозаик сохранились в первоначальном виде, и по ним можно легко представить, как выглядел собор в XIII веке. Другие мозаики расположены над входами в собор: «Похищение тела святого Марка из Александрии», «Прибытие тела святого Марка в Венецию», «Венецианские синьоры встречают тело святого Марка». Авторы этих работ — Пьетро делла Веккья и Себастьяно Ричи. Это только небольшая часть из всего скульптурно-мозаичного декора собора. Здесь все купола и своды залиты золотом мозаики, общая площадь которой составляет более 4000 м

Собор Святого Марка — целый музей истории византийского и венецианского искусства, в котором собраны ценнейшие художественные памятники. Основная идея этого колоссального сооружения — триумф Венецианской республики.

Над центральным входом в собор находится знаменитая квадрига — четверка бронзовых коней, которых еще в IV веке до н. э. отлили мастера с греческого острова Хиос. Сначала квадрига была привезена в Рим, где украшала триумфальную арку. В IV веке н. э. ее отправили в Константинополь, где она была водружена на ворота ипподрома и находилась там несколько столетий.

В 1204 году дож Энрико Дандоло во главе крестоносцев взял Константинополь. В качестве трофея он вывез оттуда коней, снятых с арки византийского императора. Кони сначала стояли на постаменте около Дворца дожей, но в 1797 году по приказу Наполеона, войска которого заняли Венецию, коней отправили в Париж и установили на площади Карусели напротив Лувра, где знаменитая квадрига пробыла восемнадцать лет.

После поражения Наполеона в 1815 году коней вернули в Венецию и водрузили над центральным входом в собор Святого Марка. Во время двух мировых войн квадригу спускали в укрытие. Ныне же бесценный оригинал находится в музее, а его бронзовая копия — на куполе собора Святого Марка.

Через главный вход собора вы попадете в атриум, предназначавшийся сначала для нефритов (непосвященных). Стены облицованы мрамором и мозаикой, на них изображены события из Ветхого Завета. Особенно впечатляет мозаика «Сотворение мира и человека». Отдельные сцены расположены концентрическими кругами. Очень подробно изложена вся история Адама и Евы, а каждый день творения обозначен белым ангелом.

Русский художник Суриков, увидев эту мозаику, был так восхищен ею, что написал: «Я в старой живописи, да и в новейшей не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана легенда».

Многочисленные мозаики покрывают купола и арки собора. Огромные композиции созданы неизвестными мастерами по крупицам, из кусочков стекла и камня.

С искусством мозаики венецианцев познакомили византийские мастера, которые приезжали в Венецию. Мастера из Византии передали секреты мозаичной техники: степень светопроницаемости и светоотражаемости стекла, камня и металла, сочетания золота с красками. В IX-XIV веках складывается венецианская школа мозаичной живописи.

Постепенно мозаики расположились на стенах собора в строгом порядке, начиная с образа Христа и сцен из жизни 12 апостолов и заканчивая образами всех святых и покровителей Венеции.

Самая ранняя мозаика — изображение святого Марка и святого Николая — датируется IX веком. В XII веке выполнены композиции сцен сошествия Святого Духа на апостолов. В XIII веке начинается расцвет искусства мозаики. В это время появилась мозаика «Христос в Гефсиманском саду», в которой сохранился византийский золотой фон, но присутствует венецианское конкретное мировосприятие.

Сохранила византийские черты и мозаика в центре купола (XIII век) под названием «Вознесение Христа». На опорных арках купола — сцены из Нового Завета: детство Христа, чудеса, творимые им, Распятие и Воскресение. Венецианское в этих композициях проявилось в стремлении к красочности и праздничности. Красота мозаик и мрамора стен сочетается с орнаментом пола, который особенно поражает блеском красок после паводка, когда вода поднимается до уровня пола атриума.

Кликабельно 3600 рх

В центре атриума в пол вделана красная плита, у которой тоже своя легенда. Плита указывает место, где 23 июля 1177 года произошла встреча Папы Александра III и германского императора Фридриха Барбароссы. Папа Александр III был врагом императора, который противопоставлял ему другого Папу — Пасхалия III. В 1176 году император, потерпев поражение в битве при Леньяно, оказался вынужденным вступить в переговоры с лигой и Александром III.

Летом 1177 года в Венеции противники заключили мир, а около собора Святого Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем. Император сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром, на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».

Кликабельно 3000 рх

Нельзя покинуть атриум, не остановившись перед гробницей Фелиситы Микиель, украшенной великолепным мраморным кружевом. Весь интерьер собора производит неизгладимое впечатление грандиозности и величия: огромные купола, уходящие ввысь своды, мозаики, сверкающие позолотой, богатый рисунок каменного пола.

В середине собора находится алтарная преграда из полихромного мрамора, украшенная колоннами и скульптурами. В алтарной части собора хранится уникальное сокровище — золотой алтарь. Это один из самых богатых алтарей, сохранившихся до наших дней. История его создания насчитывает 400 лет. Алтарь был заказан дожем Орсеоло в 1105 году, переделан для Фалиера, затем в 1209 году украшен эмалями и золотом.

Кликабельно 3000 рх

В верхнюю части алтаря вставлены шесть эмалевых пластин с изображенными на них эпизодами Священной истории — эти эмали были, скорее всего, вывезены во время Крестового похода из монастыря Вседержителя в Константинополе. В нижней части эмали изображают Христа в окружении евангелистов, ангелов, апостолов и пророков, а также там находятся скульптурные фигуры императрицы Ирины и дожа Орделаорфо Фалиер.

Эмали сами по себе являются величайшей ценностью, а украшенные золотом, алмазами, рубинами и жемчугом представляют собой не только произведение искусства, но и ценнейшее сокровище.

В левой части собора находится алтарь Мадонны с иконой «Мадонна, приносящая победу», которую считают покровительницей Венеции. Эта византийская икона принадлежала монастырю Святого Иоанна Богослова в Константинополе, куда она была привезена вместе с другими ценными предметами после Крестового похода. В правом крыле баптистерия — крещальня.

В центре нее — огромная купель, сделанная по рисунку Якопо Сансовино, а рядом — надгробный памятник Андреа Дандоло, одному из самых почитаемых дожей Венеции, другу Петрарки.

Но самое прославленное из изображений, хранящихся здесь, это фигура Саломеи в красных одеждах, с головой Иоанна Крестителя на блюде. Это произведение вдохновило А. Блока на такие строки:

В тени дворцовой галереи
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Все спит — дворцы, каналы, люди;
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак.


Вид собора
Святого
Марка
, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.

Рядом с алтарем расположена капелла Исидора. В ней помещен саркофаг, в котором находятся реликвии этого святого.

Редчайшие богатства, принадлежащие Венеции и собору, издавна хранятся в сокровищнице Сан-Марко. Правда, не все сокровища дошли до нас полностью. Но и то, что сохранилось, представляет интерес. Посетителям покажут мраморную реликвию в виде кресла, выполненную в IV веке, византийские чаши, египетские предметы из горного хрусталя, единственную в своем роде вещь — «грот Богоматери», сделанную в Венеции в XIII веке из разных предметов.

Есть в Сан-Марко музей из трех помещений. В нем хранятся мозаики, фламандские и персидские ковры, собрания мраморных фрагментов IX-XIV веков.

Наборный мраморный пол
собора прекрасно сочетается с внутренним и наружным мраморным убранством, он составлен из плит полихромного мрамора
со вставками мозаичных изображений, которые также выполнены из мраморных кусочков различного размера и формы.

Вообще, надо отметить, что мрамор в отделке собора появился не сразу, так мраморная облицовка
фасада появилась только в XIII веке и связана с трофеями четвертого крестового похода (колонны и капители из константинопольских храмов и дворцов), которые стали источником идеи о придании храму большей пышности. Напомним, что изначальный архитектурный облик определялся канонами романского стиля и был весьма аскетичен.

Собора знаменит своими мозаиками, среди которых «Снятие с креста», «Сошествие Иисуса Христа во ад», «Воскресение Христово» и множество других. Общая площадь мозаичных полотен порядка 4000 кв. метров.

Кликабельно 5000 рх

«Моление о чаше»

Одним из наиболее ярких свидетельств того, как архитектура собора впитала в себя различные влияния является квадрига святого Марка. Это многофигурная античная конная статуя IV века до н.э., которая некогда украшала константинопольский ипподром и в 1204 году была вывезена в Венецию. В 1970-е годы в целях сохранности квадрига была заменена копией, в 1982 году оригинал украсил собой музей базилики.

Собор имеет пять куполов — один центральный и четыре над ветвями креста. В свою очередь каждый из куполов также образует центр крестово-купольной группы.

В крипте
(место, служащее для погребения мощей святых) собора сохранилась часть элементов, которые исторически относятся еще к первой базилике. В ее центре располагается часовня, украшенная мраморной ажурной плитой
византийской работы, именно под ней до 1835 году хранились мощи святого Марка, которые затем были перенесены в главный алтарь.

Кликабельно 1300 рх

, Алтарь, Апсида алтаря.

В южной части собора находится баптистерий
(помещение, предназначенное для крещения), его стены облицованы мрамором, а своды и люнеты украшает мозаика. Центром баптистерия является каменная купель, которая закрыта бронзовой рельефной крышкой.

Один из ярчайших элементов внутреннего убранства собора — Пала д’Оро
(Pala d»Oro — «золотой алтарь» по ит.) — это алтарный образ, расположенный у главного алтаря храма. Он украшен 250 миниатюрами, выполненными в технике перегородчатой эмали, которые вставлены в, украшенную 2000 драгоценных и полудрагоценных камней раму из позолоченного серебра. Сам алтарь помещен в дароносицу из мрамора.

Кликабельно 3000 рх

В помещениях, которые соединяют храм с расположенным неподалеку дворцом дожей, расположена сокровищница
, ее собрание состоит из трофеев крестовых походов и подарков римских пап.

Из особенностей собора, напрямую связанных с архитектурой, можно отметить потрясающую акустику, благодаря чему в разные году он привлекал знаменитейших музыкантов и композиторов.

Собор Святого Марка тесно примыкает к Дворцу дожей, с которым соединен внутренним переходом.

Адрес:
Италия, Венеция, площадь Святого Марка
Начало строительства:
1063 год
Окончание строительства:
1094 год
Архитектор:
Доменико I Контарини
Святыни:
мощи апостола Марка и Исидора Хиосского
Координаты:
45°26″04.4″N 12°20″23.6″E

В историческом центре Венеции
, на площади Сан-Марко, крылатый лев, вознесённый на колонну, неусыпно охраняет Собор святого Марка и Дворец дожей.

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка — небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка
, похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения. По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков. Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и

из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами
. Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Собор святого Марка — шедевр византийской архитектуры

Среди памятников византийского зодчества базилика Сан-Марко приравнивается по значению к Собору святой Софии в Стамбуле
. Собор святого Марка представляет собой крестовокупольную базилику, возведенную по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов. За годы перестроек в нём переплелись элементы различных архитектурных стилей — византийского, романского, готического и восточного. Пять порталов, соответствующих пяти входам в собор, украшены двумя ярусами колонн, арками со скульптурами святых и мозаиками над входом. Часть рельефов и мраморные колонны с ажурными капителями привезены из Константинополя. Мозаика над главным входом посвящена библейским пророчествам о Втором пришествии Христа, а другие четыре изображают историю похищения и прибытия мощей апостола Марка в Венецию. Центральный портал венчает позолоченная квадрига — античная колесница, запряжённая лошадьми (ныне копия, оригинал хранится в музее собора). Эта квадрига получена венецианцами после разграбления Константинополя в Четвёртом крестовом походе в 1204 году. Ансамбль базилики завершается пятью огромными куполами, облицованными свинцовыми пластинами, с крестами на вершине.

Собор Святого Марка, или Собор Сан Марко — величайший памятник итальянского зодчества эпохи Средневековья, расположенный в историческом центре Венеции.

Вконтакте

Одноклассники

Vgm8383 / flickr.com Площадь Сан Марко (Anna Fox / flickr.com) Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com) Nick Bramhall / flickr.com Anna Fox / flickr.com Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Andy Hay / flickr.com Glen Scarborough / flickr.com Вид с кампанилы собора Сан-Марко (Clayton Parker / flickr.com) Clayton Parker / flickr.com O Palsson / flickr.com Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com) Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com) Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com) Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com) TravelingOtter / flickr.com Michael Vadon / flickr.com Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com) Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

В историческом центре Венеции расположился величайший памятник итальянского зодчества эпохи Средневековья – Собор Святого Марка, или Собор Сан Марко, как его принято называть в западном мире.

Несмотря на принадлежность сакрального сооружения католической церкви, его архитектурный стиль представляет собой образцовое воплощение византийских строительных канонов, что довольно необычно для Западной Европы.

Собор Святого Марка знаменит тем, что в нем покоятся мощи святого апостола Марка и уникальное собрание произведений искусства, вывезенных из Константинополя во времена крестовых завоеваний.

Удивительная история похищения святых мощей

Базилика была выстроена в честь одного из последователей Иисуса Христа – апостола Марка. А вот история появления главной реликвии достопримечательности – святых мощей евангелиста – во многом схожа со сценарием авантюрного фильма.

Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

В 828 г. святые мощи, находившиеся в Александрии, похитили венецианские купцы Буоно и Рустико. Венецианцы, торговавшие с сарацинами, прознали, что арабы собираются разрушить христианские святыни.

Дабы уберечь святые останки от поругания, купцы разработали хитроумный план: они вывезли мощи на корабле, скрыв их под свиными тушами.

Тактика торговцев была оправдана – охранники-мусульмане, досматривавшие корабль на выходе, не стали прикасаться к «нечистому» животному и беспрепятственно пропустили груз.

В дальнейшем сцена похищения главной реликвии была отражена на мозаике, которая украшает Собор Святого Марка.

Масштабный спектакль с «чудесным» обретением реликвии

История похищения на этом не закончилась. Венецианские власти, опасаясь, что александрийцы узнают о краже реликвии, разыграли масштабный спектакль с «чудесным» обретением святых мощей.

В 1904 г. всем жителям Венеции было приказано обратиться с молитвой к Господу, чтобы тот указал месторасположение мощей. В результате массового сеанса молитвы Бог «внял» просьбам горожан: во время службы обрушилась мраморная плита, и взору верующих открылось «чудо» – мощи святого апостола Марка.

Апостол Марк – небесный покровитель Венеции

Такое ревностное отношение венецианцев к реликвии неслучайно. Святой Марк считается небесным покровителем Венеции, сменив на этом «посту» первого небесного патрона города – святого Феодора Тирона.

Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Новый покровитель во многом был выбран по идеологическим соображениям: в IX в. н. э. Венеция вышла из-под контроля Византийской империи, приобретя статус самостоятельной республики.

Новой державе был нужен свой святой покровитель взамен прежнего хранителя, бывшего символом свергнутой власти. В качестве такового венецианцы избрали апостола Марка.

По преданиям, святитель держал путь из Аквилеи, где проповедовал заветы Христа, но в пути был остановлен ненастьем, переждать которое он выбрался на один из островов близи бухты Венеции. Здесь ему пришло видение, в котором божий посланник возвещал апостолу, что именно в этих землях он найдет свой покой.

Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com)

Пророчество сбылось в 829 г., на следующий год после обретения святых мощей. Именно в это время началось возведение базилики в честь евангелиста Марка. А уже в 832 г. Собор Сан Марко открыл свои двери для прихожан.

Появление нового покровителя сказалось и на внешнем облике Венеции: поменялась архитектура города – повсеместно стали появляться статуи крылатых львов, которые считаются символичным воплощением святителя Марка.

К сожалению, собор Святого Марка простоял недолго. В 976 г. храм сгорел в результате городских беспорядков, вспыхнувших во время восстания против дожа Пьетро Кандиано.

Восстановительные работы начались только спустя век, в 1063 г. во времена правления дожа Доменико Контарини. Новый собор возвели за 30 лет, и уже в 1094 г. состоялась церемония освящения. Однако работы над оформлением собора Сан Марко длились не одно столетие, и каждое поколение горожан вносило свою лепту в облик базилики.

Архитектура собора Святого Марко

Собор Святого Марка по внешнему виду напоминает константинопольскую церковь во имя Святых Апостолов и Софийский храм в Стамбуле.

Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com)

Сооружение представляет собой форму равноконечного греческого креста, центр которого венчает башня с высоким куполом, еще четыре купола – украшают ветви «креста».

Постоянные строительные работы по возведению собора сказались на ее архитектурном облике. Базилика, изначально выстроенная по классическим византийским канонам, за длительное время непрекращающихся перестроек приобрела образ, в котором представлены различные стили: романский, византийский, итальянский, готический.

При всем архитектурном буйстве собор Святого Марка имеет гармоничный вид. Главный фасад собора состоит из пяти порталов. Все они декорированы двухъярусными колоннами и арочными перекрытиями, в сводах которых выстроены скульптурные композиции и мозаики на библейские темы.

Вершины фасадов, увенчанные куполами, довершают пять крестов установленные на высоких шпилях.

Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com)

В некотором отдалении от основного храмового ансамбля находится кампанила Собора Святого Марка.

Кампанила собора Святого Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

Колокольня была возведена спустя пять столетий после основного строения, и помимо своего основного церковного предназначения выполняла функцию маяка для кораблей.

Кампанила Собора Святого Марка в Средневековье служила в качестве пыточной клети, которая была расположена в шахте сооружения. Колокольня укомплектована пятью колоколами и на ней располагается площадки обозрения. Самой примечательной частью колокольни являлся флюгер в виде золотого ангела.

Примерно в одно время с колокольней была возведена Часовая башня Святого Марка. Башня имеет причудливую архитектуру: на ее вершине находятся две бронзовые скульптуры, поочередно бьющие о колокол возвещая о новом часе. Ниже покоится крылатый лев, еще одним уровнем ниже – статуя девы Марии. Сами часы имеют довольно сложный механизм: они показывают время, лунные фазы и доминирующий знак зодиака.

Внутреннее убранство и сокровища храма

Каждый, вошедший в собор Сан Марко, отмечает выразительный контраст между его внешним и внутренним обликом. Внешне собор являет яркое украшение площади, поражающее своей пышностью и парадностью. Внутри – входящего встречает умиротворенная атмосфера, насыщенная религиозностью и сакральным таинством.

Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com)

Между тем внутренне оформление базилики в роскоши убранства ни чем не уступает его экстерьеру. Стены собора Святого Марка украшают многочисленные мозаичные панно и витражи, изображающие библейские сцены. Все их условно можно разделить на целостные композиционные картины («Искушение Христа», «Вход в Иерусалим» и др.) и тематические сюжеты («Чудеса Христовы», «Страсти Христовы», «Земная жизнь Христа» и др.)

Интерьер собора, как и архитектура здания, также разительно отличается от всех остальных католических храмов: изобилие внутренних росписей и фресок, богатство иконостасов, количество золота и золоченых деталей – все это роднит его с православной культурой.

Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

Подобное сходство вполне объяснимо – практически большинство икон и фресок, украшающих стены храма было вывезено их Константинополя, в дальнейшем художественное оформление наполнялось по схожей стилистике.

В наши дни Собор Сан Марко представляет собой сокровищницу, где собраны величайшие произведения искусства и культуры. Именно здесь хранится богатейшая коллекция реликвий, принадлежавших когда-то христианскому Константинополю. Сюда свозились бесчисленные трофеи, завоеванные в ходе Крестовых походов. В соборе в качестве выставочного экспоната хранятся средства из древней казны храма. Таким образом, базилика является богатейшим музеем культуры и искусства Средневековья.

В 1987 г. историко-культурная ценность Сан Марко обрела официальное признание – он был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сан Марко в наше время — общественная и сакральная жизнь собора

Вплоть до Нового времени Собор Святого Марка считался сосредоточием социальной жизни города. В стенах храма и на площади возле него проходились самые важные события: именно здесь возводили дожей Венецианской республики, вручали знаки отличия флотоводцам и кондотьерам, организовывались массовые моления и торжественные церемонии.

Вид на кампанилу и собор Сан Марко (O Palsson / flickr.com)

Собор стал настоящим символом Венеции. Воины венецианской армии, вступая в бой, выкрикивали лозунг – «Viva San Marko!». Да и сама республика во всех официальных документах часто выступала под названием Республики Сан-Марко. На сегодняшний день Собор Святого Марка является действующим храмом. Он доступен как для прихожан, так и для простых посетителей. В соборе регулярно проводятся открытые церковные службы. Необычайно торжественно и завораживающе выглядят чтение Евангелия в Сан Марко.

Трое служителей храма со свечами и кадилом в руках встают пред главным священником, несущим Евангелие. Чтение, как правило, происходит по ролям. Главный священнослужитель читает слова Христа, остальные – произносят слова второстепенных действующих лиц священной книги.

Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com)

В храме постоянно слышна органная музыка и песнопение на христианские мотивы. Особенностью церковного песнопения собора Сан Марко является возможность использования разновысотных и равноудаленных мест для выступления.

Кроме привычных хоров, музыканты одновременно могут располагаться на кафедре, трибуне, трансепте и иных местах. Ко всему прочему, в соборе развивалось попеременное пение одновременно несколькими составами хоров. Благодаря потрясающей акустике, служба поистине превращается в священнодействие.

Известно, что в стенах базилики выступали величайшие музыканты своего времени – Адриан Вилларт, Джованни Габриели, Монтеверди, Вивальди.

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции — Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и лишь в период с 1043 по 1071 года она вновь была отстроена.

Увековеченное мастерство

Нижняя часть фасада состоит из пяти арочных пролетов с колоннами и украшена восточными капителями. Каждое полукружие арок покрыто великолепной мозаикой, а между ними расположены византийские барельефы, которые относятся к 12 веку.

Перед застекленным центральным пролетом, на террасе установлены четыре бронзовых коня, выполненных греческим мастером Лисиппом. Кони были привезены из Константинополя в 1204 году, в то время они были покрыты золотом.

Атрий — великолепная галерея, украшенная цветной мозаикой и разделенная арочными пролетами с куполами, сюда можно попасть из центрального портала. Здесь у стен установлены колонны из мрамора, некоторые из них доставлены из храма Соломона в Иерусалиме. Практически вся мозаика, украшающая арки, и купола посвящены эпизодам из Старого и Нового Завета, а также рассказывают о Ковчеге Ноя и Всемирном потопе.

По восточному обычаю, клирос отделен от храма иконостасом, который был украшен полихромным мрамором. Восемь колон поддерживают архитрав с установленными на них статуями Апостолов и Девы Марии.

Священные тайны церкви

В одной из капелл находится Мадонна Никопея — византийская икона 10 века, привезенная в Венецию после очередного крестового похода. В урне за решеткой, расположенной на главном алтаре собора, хранятся останки Святого Марка. Здесь же установлен настоящий средневековый шедевр ювелирного искусства — Золотой образ (Пала д`Оро). Этот алтарь был заказан в 978 году у мастеров-ювелиров Константинополя, а в 1209 году был обогащен византийской эмалью и золотом.

Знаменитая достопримечательность Италии практически вся состоит из великих шедевров самых знаменитых мастеров. Крестильная купель, расположенная в центре Баптистерия, выполнена Франческо Сегала, Тицианом Минио и Дезидерио да Фиренце по эскизам Якопо Сансовино в 15 веке. Руке мастера Сегало принадлежит и статуя Святого Иоанна Крестителя.

Изучая шедевры именитых мастеров, стоит посетить Музей Коррер , где в числе многих экспонатов находиться знаменитое надгробие Тициана.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то